Благотворительный проект

Подходы по развитию спортивной инфраструктуры в сельской местности, моно- и малых городах посредством установки быстровозводимых модульных спортивных залов.


Цель Проекта:

Проект нацелен на строительство и запуск быстровозводимых модульных спортивных залов для дальнейшей эксплуатации – вовлечения жителей района, преимущественно детей, включая детей с особыми потребностями в командные виды спорта.

Фонд предлагает запустить масштабную кампанию по установке быстровозводимых модульных спортивных залов по всей стране со сроком изготовления одного объекта 1–2 месяца, и общим сроком установки «под ключ» в пределах 3–4 месяцев согласно следующим подходам:

  • 1. Размеры спортивных залов в пределах 24х55 метров, с покрытием для командных видов спорта (футзал, баскетбол, волейбол, гандбол).
  • 2. Установка исключительно в сельских населенных пунктах, моно- и малых городах.
  • 3. Исключением могут стать города Алматы, Астана и Шымкент, при соблюдении следующих условий: - наличие оригинальной учебной программы спортивной секции, ориентированной на детей с особыми потребностями; - бывшая сельская территория, включенная в состав города не ранее 2013 года.

  • Бюджет Проекта:

    Общий бюджет Проекта составляет 7 000 000 000 тенге.
  • В него входят: установка 40 спортивных залов в 20 регионах страны. Лимит производства одного объекта с учетом покрытия, доставки, монтажа и разработки документации по проекту будет в пределах 175 млн. тенге.
  • Точная стоимость зависит от особенностей и условий конкретной локации, и будет определяться на основе документации по проекту (геология, топосъемка, рабочий проект, проектно-сметная документация).

  • Основание:

    Согласно Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан на 2023–2029 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 251 (далее – Концепция развития физической культуры и спорта), популяризация массового спорта среди населения является ключом к формированию здоровой нации. Одной из основных причин недостаточного развития массового спорта отмечена нехватка или изношенность спортивной инфраструктуры. За прошедшие годы государством должным образом не было акцентировано внимание на состоянии материально-технической базы физической культуры и спорта в регионах, не велась инвентаризация объектов, не выделялись средства на обновление спортивного инвентаря.

    На первой сессии Парламента РК VIII созыва Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта имеет важнейшее значение. Как подчеркнул Президент, наблюдается нехватка простых и доступных для граждан спортивных объектов. «Для развития спортивной инфраструктуры требуется привлечение потенциала местного самоуправления, меценатов и рекламодателей, более активное применение механизмов государственно-частного партнерства». Согласно методике Министерства культуры и спорта, при минимальном стандарте в 1581200,3 кв. м дефицит в спортивных залах по стране составляет более 448428,4 кв. м. И это только вопрос достижения минимального стандарта.

    В Концепции развития физической культуры и спорта отмечено, что основной прирост спортивной инфраструктуры происходит за счет плоскостных сооружений. Количество же крытых спортивных сооружений по республике остается недостаточным. При этом наличие спортивных объектов в стране не обеспечивает их доступности для всех граждан, особенно на селе.

    Как известно, статистика спортивной инфраструктуры формируется исходя из общих площадей объектов, где большую долю занимают крупные объекты в больших городах, в том числе построенные для проведения международных соревнований. Это комплексы лыжного и биатлонного стадионов, лыжных трамплинов, велотрек «Сарыарка», ледовые дворцы «Алау», «Халык Арена», «Алматы Арена», Легкоатлетический комплекс, комплекс «Жекпе-Жек» и другие спортивные объекты.

    Следует также учесть, что из насчитываемых по республике по итогам 2022 года 43071 спортивных сооружений 27732 объектов, или 64,3%, это спортивные объекты учреждений образования и спортивных школ, к которым иные граждане, в первую очередь взрослое население, имеет ограниченный доступ. Таким образом, реальная картина по спортивной инфраструктуре в сельской местности, возможно, еще хуже.

    Концепция развития физической культуры и спорта в части инфраструктурного обеспечения сельской местности предусматривает две основные меры:

  • 1. В целях снижения дефицита спортивной инфраструктуры акиматам рекомендовано принять меры по уменьшению потребности в спортивных объектах, в том числе в сельских населенных пунктах, путем строительства малозатратных быстровозводимых спортивных комплексов модульного типа в остронуждающейся сельской местности.
  • 2. Для решения проблем, связанных с обеспеченностью и доступностью сельских округов, сел и поселков достаточным количеством спортивных сооружений в зависимости от климатических, географических особенностей и плотности населения в них Министерством будет проведена инвентаризация функционирующих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в соответствии с реестром.
  • Государство не располагает полной информацией о потребности в закрытых спортивных залах в сельской местности, инвентаризация только планируется.
  • Согласно Концепции развития физической культуры и спорта препятствием недостаточного развития массового спорта в селах является высокий уровень урбанизации, вследствие чего сокращается численность молодого населения на селе.
  • В Концепции несколько раз отмечено, что обеспеченность сельских округов, сел и поселков достаточным количеством спортивных сооружений помимо климатических особенностей будет ориентироваться на географические особенности и плотность населения.
  • Согласно Концепции развития сельских территорий Республики Казахстан на 2023–2027 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 270 из 6,2 тыс. сельских населенных пунктов (далее - СНП) только 3,5 тысяч имеют потенциал развития и в которых проживают 90% сельского населения страны. Общее количество СНП сократится за четыре года на 300 населенных пунктов.
  • Учитывая, что анализ и включение какого-либо СНП в категорию «имеющих потенциал развития» сама по себе достаточно сложная, и местами дискуссионная задача, качественная инвентаризация и определение потребности в спортивных сооружениях в СНП видится очень трудной, комплексной и долгосрочной задачей.

    В этой связи целесообразно привязываться к тем населенным пунктам, где есть объективный фактор того, что населенный пункт будет развиваться. Согласно Концепции развития сельских территорий экономика крупных СНП (свыше 10 тыс. человек) базируется на промышленности, строительстве, логистике. Экономика остальных сел (менее 10 тыс. человек) будет базироваться преимущественно на сельскохозяйственных видах деятельности с учетом их специализации, а в отдельных случаях – на разработке месторождений (вахтовым методом) и туризме. Основная промышленность и разработка месторождений помимо СНП присутствует в моно- и малых городах. Наличие градообразующего предприятия является ключевым фактором развития подобных населенных пунктов.

    Поэтому наиболее логичным вариантом является установка крытых спортивных залов в тех региональных населенных пунктах, где имеются устойчивые крупные коммерческие организации. Учитывая, что среди доноров Фонда есть целый ряд крупных субъектов предпринимательства, имеющих производственные объекты в СНП, моно- и малых городах, первичный учет их мнений в выборе конкретных населенных пунктов для установки спортивных залов видится важным элементом.


    Целевая группа благо получателей:

    • Дети дошкольного возраста;
    • Учащиеся школ;
    • Молодежь;
    • Взрослое население;
    • Пенсионеры.

    Сроки и этапы:

    Сроки реализации проекта: 2023–2024 гг.

  • Этапность:
  • 1. Фонд совместно с донором и/или местным исполнительным органом определяет населенный пункт для установки модульного спортивного зала.
  • 2. Определяется партнер в виде некоммерческой организации, который будет выступать оператором реализации проекта в выбранном населенном пункте.
  • 3. Разрабатывается документация по проекту, определяется производитель и установщик спортивного зала, в рамках одобренных подходов и лимита финансирования на утверждение Попечительского совета Фонда выносится конкретный проект по установке модульного

  • Текущий статус Проекта:

    В рамках подходов решениями Попечительского совета от 10.07.2023 года № 39, 20.11.2023 года № 47, 25.12.2023 года № 49, 11.03.2024 года № 53, 08.04.2024 года № 55, 29.04.2024 года № 56, 13.05.2024 года №57, 10.06.2024 года №59, 19.08.2024 года №64 утверждены всего 13 благотворительных проектов:

    - «QH Установка быстровозводимого модульного спортивного зала ангарного типа в Житикаринском районе Костанайской области» (1 объект);

    - «QH Установка быстровозводимых модульных спортивных залов ангарного типа в селах Капал и Коктал области Жетісу» (2 объекта);

    - «QH Установка быстровозводимого модульного спортивного зала ангарного типа в поселке Ауэзов области Абай» (1 объект);

    - «QH Установка быстровозводимого модульного спортивного зала ангарного типа в городе Степногорск Акмолинской области» (1 объект);

    - «QH Установка быстровозводимых модульных спортивных залов ангарного типа в городе Шу и селе Бирлик Жамбылской области» (2 объекта);

    - «QH Установка быстровозводимых модульных спортивных залов ангарного типа в городе Сатпаев и селе Ералиев области Ұлытау» (2 объекта);

    - «QH Установка быстровозводимых модульных спортивных залов ангарного типа в селе Аккыр и селе Досбол Датка Кызылординской области» (2 объекта);

    - «QH Установка быстровозводимых модульных спортивных залов ангарного типа в селе Копа Аягозского района области Абай» (1 объект);

    - «QH Установка быстровозводимого модульного спортивного зала ангарного типа в селе Тауш, Джангельдинского района Костанайской области» (1 объект).


    © Общественный фонд «Қазақстан халқына»
    С помощью Дизайн десант.
    © Общественный фонд «Қазақстан халқына».
    Сайт сделан с помощью Дизайн десанта.