Благотворительная программа

Болашақ Инженерлер

Цель Программы

Создание доступной и качественной среды дополнительного образования в сфере инженерных компетенций для учеников не менее чем 160 школ малых городов и сел, а также 27 школ моногородов.

Проект реализуется в следующих областях: Акмолинская, Улытауская, Северо-Казахстанская; Актюбинская, Жетысуская; Алматинская, Абайская; Атырауская, Восточно-Казахстанская; Жамбылская, Западно-Казахстанская; Карагандинская, Костанайская; Мангистауская, Павлодарская; Туркестанская, Кызылординская.

Задачи Программы:

Оснащение классов не менее 160 районных школ и 27 школ в моногородах програмно-аппаратным комплексом для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования), включающим программное обеспечение, конструкторы, электронику;

Проведение курсов повышения квалификации для педагогов не менее 160 районных школ и 27 школ в моногородах по курсу «Робототехника в начальной и средней школе» объемом 80 академических часов

Предоставление не менее чем 160 районным школам и 27 школам в моногородах казахстанских учебно-методических комплексов, одобренных НАО им. Алтынсарина для обеспечения качественного образовательного процесса

Осуществление методической поддержки школ на протяжении всего учебного года (не менее 2 академических часов в месяц, 18 академических часов за учебный год) для обеспечения качественного образовательного процесса


Бюджет Программы

Общая стоимость проекта на 4 года составляет: 1 339 668 000 тенге.

- Общественный фонд «Қазақстан халқына» – 673 200 тыс.тенге

- Фонд развития инженерного образования – 464 508 тыс.тенге

- бюджеты местных исполнительных органов – 201 960 тыс. тенге

Расходы Программы на 4 года (2022-2026 гг.) состоят из 2 групп затрат:

Разовые затраты (Capex) Расходы на создание инфраструктуры в 160 сельских школах и 27 школах моногородов, включая:

Оформление классов;

Поставку Программно-аппаратных комплексов;

Организация курсов повышения квалификации педагогам;

Разработку и передачу учебно-методических комплексов школам.

Источники финансирования:

*) - Фонд «Қазақстан халқына»;

**) – Фонд развития инженерного образования;

***) – Фонд развития инженерного образования;

Регулярные расходы (Opex)

Оплата работы педагогов в рамках дополнительного образования в школах по ставке 0,25% от ставки по основной деятельности (в среднем 2 500 тенге за 1 академический час)

Методическая и техническая поддержка школ в процессе реализации образовательного процесса

*) – местные исполнительные органы

**) – Фонд развития инженерного образования


Основание

По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан более 1000 школ открыли лаборатории робототехники, в 1700 школах работают кружки робототехники, в которых занимаются 32 тыс. учеников (менее 1% от общего количества учащихся). Для детей из сельской местности эти тенденции удовлетворения познавательных потребностей, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования, остаются недоступными.

Для создания равных возможностей получения дополнительного образования для детей из сельской местности Фонд совместно с партнерами разработал программу «Болашақ инженерлер». Обеспечение доступности дополнительного образования для детей в сельской местности, малых городах и моногородах для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования) предлагается реализовать путем создания ресурсного центра дополнительного образования по инженерным компетенциям на базе одной общеобразовательной школы в районах, малых городах и моногородах для всех детей, проживающих в населенном пункте. Благотворительная программа инициирована, в том числе, на основе поручений Президента нашей страны К.-Ж. Токаева о развитии инженерных компетенций обучающихся и целей Министерства Просвещения по привлечению не менее 85% детей к дополнительному образованию, в том числе в сфере инженерных дисциплин, и позволяет сделать инженерное образование доступным, массовым и востребованным. программы поддержки населения не могут полностью закрыть потребности всех нуждающихся.


Актуальность и анализ ситуации:

Более 50% учреждений начального и среднего образования расположены в сельской местности и/или в малых городах. В них обучается 45% детей школьников Республики Казахстан. Абсолютное большинство учреждений не имеет доступа к качественной образовательной инфраструктуре, современным методикам и организации повышения квалификации педагогов. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере развития инженерных компетенций, которые обозначены Президентом Республики Казахстан К.-Ж. Токаевым как приоритетные для изучения детьми.

На данный момент в Республике Казахстан не выстроена доступная для сельских школ и малых городов система открытых Олимпиад и соревнований в сфере инженерных компетенций. Одна из причин – отсутствие единого образовательного пространства, стандартов и учебно-методических комплексов, позволяющих школьникам и педагогам, готовится и на равных принимать участие в соревнованиях.

При этом общий уровень оснащения школ оборудованием для развития инженерных компетенций значительно вырос, но отсутствие единого методического подхода приводит к созданию принципиально разных и порой не совместимых между собой образовательных траекторий в разных городах и областях. Именно поэтому инициаторами программы совместно с НАО им. Алтынсарина были разработаны и утверждены учебно-методические комплексы по робототехнике, которые позволят создавать единое образовательное пространство в стране.

Целевая группа благополучателей

Ученики 1-6 классов не менее чем 160 районных школ и 27 школ моногородов, которые получат доступ к изучению инженерных компетенций.

Учителя районных школ, получающие дополнительную квалификацию и, как результат, статус «наставника» и возможность улучшить материальное положение.

Директора районных школ, получающие возможность обеспечить дополнительную учебную нагрузку педагогов их доход и, как следствие, возможность привлекать педагогические кадры


Сроки и этапы:

Сентябрь 2022 – май 2026 (3 учебных года + 1 учебный год на подготовку инфраструктуры)

Этап 1: сентябрь – октябрь 2022 Подготовка нормативно-правовой базы Программы (приказы, регламенты, список оборудования, итоговый реестр школ-участниц)

Этап 2: ноябрь 2022 – август 2023 Оснащение 187 школ и подготовка педагогического состава (ремонт и оформление классов, поставка оборудования и проведение курсов повышения квалификации педагогического состава)

Этап 3: сентябрь 2023 – май 2026 Реализация образовательного процесса, включая методическую и техническую поддержку и ежегодное проведение соревнований. Развитие компетенций учителей отобранных школ для создания в дальнейшем на базе выбранных школ метолдических центров по развитию инженерных компетенций с профильными уклонами, в зависимости от особенностей областей/районов


Текущий статус программы:

В рамках программы 189 школ из 17 областей (187 школ по утвержденной программе и 2 школы за счет доноров):

- оснащены программно-аппаратным комплексом для изучения робототехники (конструирования, электротехники, программирования), включающим программное обеспечение, конструкторы, электронику;

- получили казахстанские учебно-методические комплексы, одобренных НАО им. Алтынсарина;

- 195 педагогов школ прошли курсы повышения квалификации «Робототехника в начальной и средней школе» объемом 80 академических часов.

За счет партнера ОФ «Развитие инженерного образования» проведен косметический ремонт кабинетов в едином стиле, установлены шкафы с полками для хранения конструкторов

Так же в школах открыты кружки по робототехнике, ведется подготовка к олимпиаде для школьников (апрель 2024 года).


Партнеры по реализации Программы

  • Фонд развития инженерного образования
  • Национальная академия образования им. И.Алтынсарина
  • Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования
© Общественный фонд «Қазақстан халқына»
С помощью Дизайн десант.
© Общественный фонд «Қазақстан халқына».
Сайт сделан с помощью Дизайн десанта.